прошлое и настоящее
Британская компания Union Square Music, специализирующаяся на переиздании записей классики популярной музыки с 2006 года под лейблом Salvo начала выпуск альбомов и компиляций Slade на CD. Очень качественные издания, записи ремастированы, присутствуют бонус-трэки и буклеты с информацией. Также выпущен DVD Slade In Flame - Collectors Edition и Slade Alive! (12 inch vinyl).
Аудио можно без особого труда отыскать в интернете, поэтому ограничусь сканами буклетов и моими посильными их переводами. Также здесь имеются некоторые другие материалы.
BEGINNINGS/PLAY IT LOUD (SALVOCD001, 2006)
Есть поп-группы, есть рок-группы и, наконец, есть музыкальные явления. Все три эти определения относятся к Slade, хит-машине из четырех парней из Уэст-Мидлендса, Англия. С вереницей номеров в верхушках чартов, с орфографическими ошибками, с диковинным гардеробом и первоклассными живыми шоу. Достижения Слэйд в течение 1970-ых были почти феноменальны: их шершавый рок-н-ролл и сумасшедшие выходки вдохновили Kiss, Курта Кобэйна, Oasis, Twisted Sister, Элиса Купера, Ramones, Sex Pistols, Darkness. И даже комики Вик Ривес и Боб Мортимер взялись за гитары. И еще: ошеломляющее возрождение в течение следующего десятилетия после резкого спада в карьере показало завидное упрямство группы.
История этой живучего и уникального бэнда начавшаяся в прошлом веке и продолжающаяся сейчас связана с имененем Дона Пауэлла. Родившийся в спутнике Вулвергемптона Билстоне Пауэлл в 1964 году стал барабанщиком группы The Vendors, которая шлифовала мастерство, исполняя песни из репертуара Бадди Холли и Джина Винсента. Вскоре к The Vendors присоединялся гитарист, поклонник Чака Берри и бывший участник группы The Young Ones Дейв Хилл. Тогда же их название изменилось на N'Betweens. Пауэлл и Хилл и раньше пересекались с Нодди Холдером на выступлениях в местных клубах, но судьбоносная встреча произошла на пароме из Германии, где в процессе совместной выпивки выяснилось, что Холдер не вполне доволен своей работой в группе Steve Brett & The Mavericks, так же как Пауэлл и Хилл недовольны ситуацией в N’Betweens.
Приглашение неопытного, но чрезвычайно талантливого бас-гитариста, пианиста, скрипача и певеца Джима Ли так же сыграло роль в решении Холдера присоединиться к N’Betweens. Мастерство Холдера как вокалиста было очевидно, кроме того уже тогда его шумная персона очаровывала зрителей. Но была проблема: группа уже имела ведущего певца по имени Джонни Хауэллс.
Тайно собираясь вчетвером на репетиции они начинают прикидывать планы на будущее и вот одна нежная ночь в Девоне в начале лета 1966 года приводит к тому, что они остаются вчетвером. Тогда из экономии группа ночевала в фургоне на стоянке рядом с Ньюкуэй за королевскую сумму в семь фунтов в неделю.
Вспоминает Дон Пауэлл: "Поскольку группа уже играла там прежде, мы были заказаны вместе с Джонни и в течение нескольких месяцев мы должны были работать с ним, если бы не эта ночь, когда Джонни отказался выступать из-за свидания с какой-то птичкой. И мы были просто счастливы отыграть вчетвером. Это был фантастический удивительный концерт. Адреналин был действительно насосным”.
Когда Нодди, Дейв, Джим и Дон возвратились к автоприцепу в эйфории после выступления, их настроение резко контрастировало с настроением Хауэллса. "Джонни был уже в кровати, поскольку девочка видимо не появилась – смеется Пауэлл – А мы были в прекрасном настроении, потому что знали наверняка, что будем работать (без него)".
После случайной встречи с Кимом Фоули, эксцентричным импресарио, который впоследствии собрал женскую рок-группу The Runaways, в августе '66 выходит сингл You Better Run/ Evil Witchman. Выстрел оказался холостым, но было какое то количество выступлений в Star Club в Гамбурге в 1967 с программой в духе R&B/Tamla Motownl/Stax. Вместе с формированием собственной стилистики укрепляются отношения между членами группы, особенно их сплотила бедственная ситуация на Багамах, когда их бросил промоутер и они вынуждены были зарабатывать себе на обратные билеты.
N'Betweens подписали контракт с Fontana в феврале 1969. Босс A&R Джек Бейврсток выделил им звукоинженера Роджера Уока чтобы сделать запись их репертуара в студии. Неохотно квартет согласился на условие Бейврстока изменить название на Ambrose Slade. "Его секретарша была немного сдвинутой, она присваивала имена всем своим вещам" вспоминал впоследствии Холдер. "Ее сумочку звали Амброузом, ее компактную пудру - Слэйд. Джэк просто соединил их, мы ненавидели это название". Еще одним условием договора с Fontana было наличие серьезного менеджера коллектива. В бывшем басисте The Animals Чесе Чэндлере, который уже обнаружил Джимми Хендрикса и вел его к международной известности, группа нашла прекрасный вариант.
Дебютный альбом Ambrose Slade "Beginnings” был смесью песен собственного сочинения, инструменталов и каверов, включая два номера Steppenwolf ("Born To Be Wilde” и "Everybody’s Next One”). Подтверждая разнообразие влияний они также записывают "Jorney To The Center Of You Mind” Тэда Наджента и The Amdoy Dykes, "Ain’t Got No Heart” Франка Заппы и The Mother Of Invention, "Fly Me High” The Moody Blues, "Martha My Dear” Леннона и Маккартни и "If This World Were Mine” Марвина Гэя.
Инструментал "Genesis” единственная композиция, которую группа впоследствии перезапишет как песню "Know Who You Are”. Так же здесь еще три инструментальных композиции "Mad Dog Cole”, "Roach Daddy” и "Pity The Mother”. Выпущенный в апреле 1969 "Beginnings” не попал в британские и американские хит-парады (в Америке он вышел под названием "Ballzy”, позже переиздан на лейбле Coutour как "Beginning Of Slade” с другой обложкой и пересмотренным трак-листом). Оригинальная виниловая копия в приличном состоянии теперь стоит где-то до 500 фунтов на онлайн-аукционах.
Чэндлер предложил сократить название до Slade и позиционировать группу в эстетике скинхедов, хриплых и грубых, как, например, в сингле "Winds Are Blowing” (включенный здесь в качестве в качестве бонус-трака). Дейв Хилл и Джим Ли были убиты новым образом, основанном на ботинках Doc Martens, фигурных пряжках, стриженных волосах и агрессивном поведении. К 1970 повальное увлечение бритоголовыми начало постепенно спадать. "Мы долго находились под обстрелом критиков и прессы как скинхеды и так постепенно изменились" сказал Холдер в интервью Classic Rock в декабре 2005. "Мы сменили Doc Martens на ботинки на платформе. Мы стали более колоритными, и затем все это пошло в разнос - Дейв Superyob с его скафандрами и всем остальным. Это было очень смешно".
И все же Slade были еще бритоголовыми когда они выпускали второй альбом "Play It Loud” в ноябре 1970. К этому времени Чэндлер переместил их на лейбл Polydor, где также вел дела группы. Сами Slade решительно взялись за дело, чтобы написать их собственный материал. И хотя этот альбом также не вошел в чарты, "Play It Loud” был и остается недооцененной частью дискографии Slade. Голос Холдера начинает показывать его большой потенциал и такие песни, как "Shape Of Things To Come” (выпущенный вначале как сингл), "Raven”, "Dapple Rose”, и вышеупомянутая "Know Who You Are” (которая также вышла на сорокопятке) твердо доказывают, что Slade мог смешать гибкость со взрывной энергетикой.
И была топоногая (?) кавер-версия "Get Down And Get With It” (также включенная здесь в качестве бонуса), которая обеспечила первый луч сияния хит-парадов. Да, формально это был кавер, но их волнующая интерпретация старой песни Бобби Марчана (которая популяризировалась Литтл Ричардом) в тандеме с великолепным саунд-продакшном Чэндлера квалифицирует ее почти как оригинал Slade.
"Get Down And Get With It” достиг 16 места в Великобритании летом 1971, и элемент вовлечения публики стал краеугольным камнем в концертной деятельности группы. Для Slade прекрасные времена только-только начинались.
Дэйв Линг