Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях


прошлое и настоящее

 
 
SLADE IN FLAME (SALVOCD004, 2007)
 
 
   
 
   
 
 

   Наступил 1974, оставив позади замечательный для Slade год.  В 1973 три их сингла стали  номером 1 и у них полные аншлаги на концертах с ордами истеричных поклонников. Так же как  Великобритании, в большинстве стран Европы популярность Slade достигла максимума, но группа ощущала, что отработанные рецепты не являются движением вперед. Когда Час Чандлер предложил кино как следующий шаг, Slade согласились. Темой фильма должна была стать жесткая история взлета и падения вымышленной группы 1960-ых "Flame”, основанная на различных реальных событиях из мира музыкального бизнеса, которые произошли со Slade и другими группами того времени.

    За cаутдтрек кинофильма естественно отвечали Slade, и это стало прекрасной возможностью для группы, чтобы напрячь все свои творческие силы.  И хотя диск продавался бы как  следующий альбом Slade, это давало шанс музыкантам использовать гибрид Slade/Flame, чтобы отстраниться немного от  штампов успешной формулы хита  с притопываниями и шумными припевами и восстановить  их многосторонность. Их ранние не хитовые еще альбомы Beginnings (1969) и Play It Loud (1970)  были сделаны в ключе характерной отвязанности клубной группы, но там также были  и видны интересные нюансы, мелодичность, часто сложные решения.  Slade Alive (1972)  и  Slayed (1972)  при всех их достоинствах были сконцентрированы на позиционировании Slade как самой жесткой, самой громкой рок-поп группы на земле. Old New Borrowed and Blue (1974) дал некоторое представление о диапазоне Slade.  Почти в духе Beatles "When The Lights Are Out,  акустическая, с ярко выраженным ритмом  "How Can It Be?",  "Find Yourself A  Rainbow" , стилизованная под старое кабаре и основанная на фортепьяно баллада "Everyday" - но в целом это был Slade  на все 100%, не в последнюю очередь за счет наждачного вокала Нодди  Холдера.

   Аудитория была проинформирована о том, что предстоящий альбом Slade In Flame покажет развивающийся звук группы - за месяц до выхода альбома и фильма  в октябре 1974 вышел сингл  "Far Far Away". Настроение, текст и фактура звука иллюстрируют размышления человека уже познавшего многое, но еще живущего надеждами. Это была очень личная песня, написанная практически полностью Нодди Холдером во время по-видимому какого-то бесконечного турне, она до сих пор остается  одной из его самых любимых.  "Атмосфера, ее ощущение, мелодия и текст", вспоминал Холдер в конце 1990-ых, "все это было к месту".
    Однако ничто в репертуаре Slade до этого времени не готовило слушателя к  "How Does It Feel?", великолепному вступительному номеру  Slade In Flame. Незатейливое, запоминающееся фортепьянное интро  Джимми Ли, драматический вокал Нодди Холдера, подчеркивающий полный глубокого философского смысла текст, задушевные бэк-вокалы, трогающая сердце последовательность аккордов, туманный орган и витиеватая басовая линия как составляющие музыкального плетения. Этих элементов было бы достаточно, чтобы отметить "How Does It Feel?" как знаковую композицию Slade, но с дополнением  большой духовой секции, для  усиления контрапунктов, флейты и продолжительностью более пяти минут, эта эпическая композиция стала не чем иным, как символом совершеннолетия Slade.
    Хотя  "Far Far Away" и "How Does It Feel?" являются незабываемыми основными моментами диска, также и в целом Slade In Flame – очень сильный альбом, несмотря на цейтнот во время его создания. Только что возвратившись из пятого американского тура и наконец утвердив сценарий фильма, Slade имели всего месяц - май '74 до начала съемок для  работы над  альбомом песен, подкрепляющих идею фильма.  И вот, мы слышим, группа Flame поет "'Them Kinda Monkeys Can't Swing', зрелый текст о темных ситуациях  и лицемерии, то, с чем группа столкнется позже. "Monkeys" – одна из заметных композиций Slade, продвинутый номер, хоть и короткий, но очень мощный, умный и содержательный. Звук жгучей слайд-гитары, сыгранной Дейвом Хиллом, но изображаемой Нодди  в фильме иллюстрирует первое взрывное появление группы на экране.

   Наполненная оптимизмом "So Far So Good" - первый хит Flame. Песня - хороший пример  соответствия содержания и формы текстов Холдера, ее идея: залог успеха -  правильное отношение к жизни и надежда, даже  когда не везет.  "So Far So Good"  показывает, что даже достаточно незамысловатая песня середины 70-ых у Slade, совершенно не коммерческий или экстраординарный номер может стать успешным синглом, настолько ярко и умело она сделана.
    "Summer Song (Wishing You Were Here)" прозрачно пытается повторить волшебство их мегахита 1973 года "Merry Xmas Everybody", использован такой же шаффл ритмический рисунок, структура и  дух песни (сезонные детали в тексте, жизнеутверждающий гимновый припев) только в применении к другому времени года. Результат несколько горько-сладкий, песня вызывает безмятежность, временное возбуждение  и романтику праздника. Это было показано в сцене концерта в фильме.
    "OK Yesterday Was Yesterday" –  зарисовка на тему подростковой истерии,  концертного ажиотажа и неизбежного женского обожания. В фильме здесь мы видим эффектный  подъем музыкантов на гидравлической сцене на фоне триумфального вводного рифа слайд-гитары  .
    На альбоме Slade in Flame жутковатая, основанная на клавишных "This Girl", едкая  песенка о женском непостоянстве. Необычный эхо-эффект на голосе Нодди и какая-то особенно скрипучая лидер-гитара  Дейва Хилла.  Написанная и переаранжированная как номер, который в фильме исполняют хоррор-рокеры  Рой Прист и Undertakers. Их певец Стокер, который вскоре станет фронт-мэном Flame (роль Нодди)  пытается выбраться из гроба во время исполнения песни. Эта  версия  не  выходила на диске.
    Во многом  из  того, что сделали Slade, обнаруживается влияние Beatles (не в последнюю очередь самой  группы),  реже упоминаются Rolling Stones. Действительно, Джим Ли говорил о  большом  влиянии Stones на раннем этапе, прежде чем он открыл власть мелодизма Beatles. Ритмика  "Lay It Down", однако, чисто стоунзовская, как ее формирует Дон Пауэлл. Подобная  "Brown Sugar" по построению партий гитар, баса и духовых, она  является одним из самых  "мясистых” номеров, которые  Slade когда-либо записывали. Очевидно, влияние было взаимно. Мик Тэйлор  из  Sones однажды сказал Дейву Хиллу, что Мик  Джагджер написал их хит 1973 года "It's Only Rock 'n' Roll"  в стиле  слэйдовских  Back 'Ome/Crazee/Gudbuy T. Jane  1972  года.
    "Heaven Knows" - беззаботная, оптимистическая песня, функция которой была стать би-сайдом на сингле, представляющим  Flame, в фильме она должна была ротироваться на пиратском радио ди-джеем Томми Вэнсом. Песня имела потенциал для раскрутки, но, вероятно, она была сделана  на скорую руку, когда Slade были особенно связаны сроками. Песня, возможно, заслуживала более тщательной аранжировки, чем здесь, и вероятно  это и есть номер, о котором думал критик Саймон Фрит, когда он писал  в своем в целом благожелательном обзоре Slade In Flame для журнала Let It Rock  -  Slade необходимо время, чтобы "бросить вызов себе как музыкантам, вернутся к  изучению основ и позаботится о своем мастерстве ". С напряженным графиком и продюсером (Часом Чандлером), который очень торопил их во время работы в студии, это, вероятно, было не лучшее время для  размышлений, но это не будет продолжаться долго. 
    Конечно, задуматься о "мастерстве" Slade было необходимо в основном при работе над записями, и в  финале  Slade In Flame мы видим доказательство того, что нет никакого скатывание вниз, и группа первоклассна. Cпециально написанная Нодди Холдером песня, рассказывающая  о прелестях легкодоступных девчонок "Standin' On the Comer", где  используется духовая секция (включая соло саксофона - единственное в истории Slade)  и  убийственный текст. Результат - один из больших недооцененных рок-номеров Slade.

    В то время как In Flame был серьезным  шагом вперед для Slade, он также отметил окончание их господства в качестве любимой группы Великобритании. "Far Far Away" достойно выстрелила в британских чартах,  достигнув номера  2 в сентябре 1974, но в то же время  "How Does It Feel?", изумительная заглавная композиция фильма и альбома, к  тому же отражающая зрелость группы, осталась не оцененной, поскольку второй сингл  к Slade In Flame (достигший максимум 15 позиции в феврале 1975) показал промежуток между тем, что сделали Slade и что ожидалось от них. Уважительно оцененный как один из значимых рок-фильмов тридцать лет спустя, в то время, когда фильм Flame вышел он едва ли помог делам группы. Аудитория Slade  привыкла использовалась Нода и ребят как  поставщиков хорошего настроения, тогда как холодная, мрачная атмосфера фильма, естественно, смутила и не вызвала энтузиазма  у поклонников.
Выпущенный в ноябре 1974 года альбом неплохо показал себя в чартах и имел достаточно  хорошие  продажи, но было понятно, что Slade In Flame и особенно "How Does It Feel?"  это звучание взрослых Slade, и их аудитория не готова расти вместе с ними.

  CHRIS INGHAM

Крис Инэм - композитор, продюсер, джазовый пианист и автор путеводителей по творчеству Beatles и Франка Синатры. Давний поклонник  группы. Лучший концерт, который он когда-либо видел, был Slade в Ipswich Gaumont 11-ого мая 1977.

 

 

Переводы - А. Иванов, если не указано иное.