прошлое и настоящее
WE'LL BRING THE HOUSE DOWN (SALVOCD007, 2007)
Проведя четыре года в забвении, ко времени выхода Well Bring The House Down в марте 1981 Slade вновь становятся сенсацией; снова большие концертные площадки, снова телеэфиры британского шоу Top Of The Pops, в котором они были фактически домашней группой в период 1971 – 1974 и, что самое удивительное, снова позиции в чартах. Но до этого были долгие четыре года.
С заполненными на три четверти залами британский тур 1977 года, фактически игнорируемый альбом Whatever Happened To Slade, никакой прессы, никаких эфиров и мизерные продажи. К 1978 группа бралась за любое выступление, которое им предлагали. Они могли все еще заполнять университетские студенческие клубы и собирать внушительные толпы в таких местах как Wigan Casino и West Runton Pavilion, но не прошо еще и четырех лет со времени их триумфа в Earls Court, и даже самая приземленная группа в мире должна была признать, что это было что-то вроде падения в пропасть. Басиста Джимми Ли это, однако, не беспокоило. "Я все равно считал, что группа была отличной", сказал он Крису Чарлесуорту в 1983. "Мы играли так же, если не лучше, чем когда-либо... Теперь мы имели кое-что, чтобы доказать это". И они доказывали это ночь за ночью в клубах и колледжах вверх и вниз по стране, часто в убыток себе привозя собственную звуковую и световую аппаратуру, но устраивали мощное шоу, которое не давало зрителям вздохнуть.
Тем не менее их новые записи едва продавались. Синглы, выходящие теперь не на Polydor, а на Barn Records их менеджера Часа Чандлера - превосходная "Burning In The Heat Of Love" (апрель 1977), дающий надежду футбольный гимн "Give Us A Goal" (март 1978) и амбициозная приправленная диско "Rock 'N' Roll Bolero" (октябрь 1978), так же, как альбом Slade Alive Vol. 2 (ноябрь 1978) провалились в чартах. Даже выпущенная на желтом виниле "Ginny Ginny" (май 1979) не вызвала достаточного искушения у покупателей пластинок.
Именно в этой атмосфере оглушительного безразличия в октябре 1979 был выпущен 10-ый альбом Slade "Return To Base". Упакованный в простой красный конверт с абсолютно черным названием в разреженном шрифте, который, несомненно, наводил на мысли о возвращении к основам, серьезной, непреклонной позиции. Это не смотрелось чем-то архаичным, как многие могли бы подумать (по другим данным Slade просто не захотели тратиться на оформление, поскольку были стеснены в средствах – примечание мое). Это был также первый альбом, на котором написано 'Produced by Slade', простая фраза, за которой была бурная история борьбы за власть и творческих разногласий.
Конфликты в группе - особенно между Джимом Ли и их менеджером\продюсером Часом Чандлером начались во время записи Whatever Happened To Slade и продолжились в 1978, окончательно назрев в 1979 в процессе записи Return To Base. "Джим становился все более вовлеченным в эти дела", рассказывал Нодди Холдер Чарлесуорту. "Он хотел продюсировать группу, и он не считал, что Час делает это хорошо". Чандлер, со своей стороны, не был впечатлен текущим материалом группы и полагал, что их приоритеты неверны. "Они полагали, что хорошее звучание было самой важной вещью", сказал он Чарлесуорту. "Я всегда чувствовал, что песня появляется сначала, и вы обрабатываете звук так, чтобы он соответствовал песне ... а не наоборот". Результатом было то, что Чандлер предложил Slade прекратить сотрудничество. Встречное предложение группы состояло в том, чтобы он остался менеджером, в то время как они занимались продюсированием. "Я согласился на это, потому что, если бы отказался, я бы чувствовал, что подтолкнул их во время падения".
Slade, хотя и стали менее успешны коммерчески, Return To Base доказал тем немногим, кто потрудился услышать его, что группа все еще имела большой музыкальный потенциал и произвела альбом с одной стороны мощной поп-акустики, с другой - роковый в полном объеме. В числе первых, более легких номеров "Don't Waste Your Time (Back Seat Star)" - выдающаяся песня Холдера/Ли, полная взвешенных музыкальных нюансов и обращенная к Good Time Gal (Девушке для веселого времяпровождения), образу, который искренне приветствуется в творчестве Slade; "Sign Of The Times" (еще один сингл потерпевший неудачу в октябре 1979) - размышления о технической революции, полная богатых аккордов и удивительных смен тональности; "I'm Mad" - увлекательной портрет человека, находящегося в плену своих фантазий и мечтаний. Из вторых, более тяжелого свойства "The Wheels Ain't Coming Down" – мощная композиция, рассказывающая как Холдер и Ли чуть не разбились во время авиаперелета из Лос-Анджелеса; "Hold Onto Your Hats" с какой-то дикой обратной реверберацией и жестким перемалывающим ритмом; "I'm A Rocker" – готовый шлягер Чака Берри, который легко раскусывают Slade; "Nuts Bolts And Screws" - галопирующий моторный рок, рассказ об относительно тяжелом положении некого Джо, находящегося в психиатрической лечебнице; "My Baby's Got It" – великолепный образец виртуозного свинг-буги, наполненный жизнерадостным рок-н-роллом. Где-то между этими двумя крайностями утяжеленные поп-треки "Chakeeta" и "Ginny Ginny", записи, полные ярких идей, но, возможно, им не достает запоминающихся припевов, на которые рассчитывал Час. Альбом завершается воздушной "Lemme Love Into Ya", почти балладой, написанной в минорном ключе с тоскующей гармонией уменьшенных аккордов. Стоит ли говорить, Return To Base прошел не побеспокоив чарты, также, как и их предрождественский сингл "Okey Cokey" (декабрь 1979). Подобная судьба ожидалала 12- дюймовый EP "Six Of The Best" (июнь 1980). По очень хорошей цене в 1.49 фунта, он содержал три трека из Return To Base и три новых песни, включая "Night Starvation", крепкий умца-роковый номер "9 To 5" - шикарный акустический рок, рассказ об испытаниях работой с низкими заработками. (Интересно, как вспоминал Дон Пауэлл, они продолжили запись после ненавистных недельных выступлений Slade в различных клубах Baileys Variety. "Они нас просто затрахали," рассказал он Крису Чарлесуорту. "Мы нуждались в куске хлеба ..., это было похоже на поденную работу").
Броская хоровая "When I'm Dancin' I Ain't Fightin'" была ключевой на EP. Эта песня никак не проявила себя после выпуска, но когда Slade оказались перед 65 000 рок-фанов на Фестивале в Рединге в августе 1980 (благодаря отмене в последний момент выступления Оззи Осборна) она стала частью безумного сета, который полностью изменил ситуацию и трансформировал Slade из группы на грани распада снова в горячую материю.
После триумфа в Рединге Slade срочно выпускают EP "Alive At Reading" на лэйбле Cheapskate (принадлежащем брату Джима Франку Ли и Часу Чандлеру) в октябре 1980, попавший в чарты, впервые за три года, в то же время Polydor издает компиляцию Slade Smashes, которая была продана в 200 000 копиях. В январе 1981 их следующая сорокопятка "We'll Bring The House Down" была встречена с воодушевлением и по достоинству катапультировала Slade назад в верхние строки чартов. С барабанами Дона Пауэлла, записанными в ванной, чтобы получить нужную реверберацию (Нодди потом окрестил результаты 'болотным роком'), сингл показывал сформировавшееся звучание, характерное для Slade в течение 80-ых. Пластинка попала в Тор 10 в Великобритании и выпущенный после этого одноименный альбом (в который вошли наиболее рОковые записи Slade предыдущих 18 месяцев плюс 12-тактовое буги "Dizzy Mama") достиг 25 позиции в списках. В продолжение - сингл "The Wheels Ain't Coming Down" вместе с хулиганской "Not Tonight Josephine" (март 1981) остановился на 60 месте, вполне достаточно, чтобы сохранить динамику до нового наступления в конце этого года..
Slade вернулись в концертные залы и на телевизионные экраны как герои-завоеватели, со знакомыми позами и блеском в глазах. Было здОрово видеть их снова, и теперь в обстановке новой популярности, знатоки, которые были свидетелями зубодробильного великолепия их шоу в годы забытья выпрыгивали из штанов, чтобы сообщить любому, кто будет слушать – ‘Я же вам говорил...’.
Крис Инем
Переводы - А. Иванов, если не указано иное.