Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях


прошлое и настоящее

Texts Rus.1

 

Music Box, 1998: Интервью А. Филимоненко с Крисом Чарлсвортом, автором официальной биографии Slade.

 

 

 

Classic Rock (rus), март 2010: Slade.

 

 

 

 

Classic Rock (rus), декабрь 2010: Интервью на Радио Рокс.

 

   

 

Музыкальная газета, декабрь 2001: Талант, открывавший таланты...

   В эти дни исполняется 5 лет со дня кончины этого музыканта, известного в шоу-бизнесе 60-80 гг. в трех ипостасях: как бас-гитариста легендарных ANIMALS, как открывателя и менеджера Джими Хендрикса и как продюсера и менеджера супергруппы 70-х SLADE.
    Пересказывать в очередной раз биографию знаменитых "зверей" из Ньюкасла нет смысла. Заметим лишь, что Чендлер (настоящее имя Bryan James Chandler) родился 18.12.1938 г. в пригороде Ньюкасла, и был самым старшим из участников квинтета, что до распада ANIMALS в 1966-м он записал с группой три хитовых альбома, выступив в третьем и соавтором нескольких композиций, и что его менеджерские способности начали проявляться уже во время гастролей группы: он часто посещал выступления других исполнителей и тратил на это не меньше времени, чем на концерты со своим собственным  ансамблем.
    Это он, Чендлер, услышав игру непризнанного чернокожего гения Хендрикса в одном из клубов Гринич-вилидж в Нью-Йорке, убедил его отправиться с ним в Англию. Чендлер даже якобы продал свои гитары, чтобы купить Джими необходимое оборудование, снял ему в Лондоне квартиру и какое-то время жил с ним. Утверждение о проданных гитарах подтверждал и Нодди Холдер, вокалист второй "находки" Чендлера, квартета SLADE. По его словам, в тот день, когда Чес продал свою последнюю бас-гитару, первый сольный сингл Хендрикса "Hey Joe" попал в британский хит-парад. Случайное, но весьма символичное совпадение!
    В феврале 1969 года Чес Чендлер обнаружил в одном из клубов на Бонд-стрит в Лондоне группу AMBROSE SLADE. Подобно тому, как Джордж Мартин кропотливо обрабатывал звучание BEATLES, Чендлер "доводил до кондиции" своих питомцев, как в смысле музыки, так и внешнего образа: туфли на платформе, клетчатые или полосатые брюки, подтяжки, котелок вокалиста. Итог известен всем поклонникам Нодди Холдера и Ко: многотысячные тиражи пластинок по всей Европе и "слэйдомания", захлестнувшая Британские острова в начале 70-х. Легкоузнаваемое грубое, мужественное звучание квартета - во многом заслуга Чеса Чендлера. Холдер с благодарностью вспоминал, что именно Чендлер всячески поощрял их с Джимом Ли попытки писать собственные песни.
    А вообще пластинки, к которым имел отношение Чендлер - будь то в качестве музыканта ANIMALS, менеджера Хендрикса или продюсера SLADE - покорили британскую десятку бестселлеров 67 раз. Такого показателя среди музыкантов достигали лишь единицы.
    Дважды Чендлер сходился со своими коллегами по ANIMALS и вновь брался за бас-гитару, чтобы записать новые диски: в 1977-м и в 1983-м. Прожив около четверти века в Лондоне, он все же вернулся в родной Ньюкасл и в последние годы занимался созданием "Ньюкаслской арены" - огромного концертно-спортивного комплекса на 10 тысяч зрителей. Как часто случается с "сердечниками", его смерть была скоропостижной: еще за несколько дней до кончины Чес участвовал в телепрограмме "Танцы на улицах". 17 июля 1996 года его не стало. На печальное событие отреагировали все периодические музыкальные издания и даже солидная лондонская "Таймс" опубликовала большую статью, посвященную памяти музыканта.

© Mузыкальная газета

 

 

Про Slade. Из какой-то старой советской газеты.

Эта статья из советской прессы попалась в интернете. Судя по всему, это 1977 или 1978 год. Несмотря на идеологические особенности, содержит хоть какой-то фактический материал, что по тем временам было уже неплохо. Имя автора известно с тех давних времен, он много писал об эстраде и т.п. в ленинградской газете «Смена» и других, он и сейчас здравствует, попадались его статьи.

 А. И.

    … Недавно они решили обнародовать свои фотографии десятилетней давности, вынеся их на обложку последнего альбома группы, который назван «Что случилось со «Слэйд»?»  ("Whatever Happened To Slade?”)  1977 г. В расчёте на улыбку, разумеется. Потому что на обратной стороне альбома – те же парни, но десять лет спустя. Облачённые во все атрибуты «рок-звёзд», длинноволосые, манерные, смазливые, в разноцветье одежд.
     Улыбка улыбкой, но фотографии эти навеяли на размышления посерьёзнее. Напомнили, что в начале своего пути участники группы «SLADE» , были наивны и жизнерадостны, чуть подражая во внешности «Битлз». В музыке же они подражали всем подряд. Подвизались в ночных клубах,  кабаре, аккомпанируя солистам. 

     Это началось в 1966 году, когда в английском городке Вулхэмптоне встретились вокалист и гитарист Нодди Холдер, гитарист Дэйв Хилл, бас-гитарист и вокалист Джимми Ли, ударник Дон Бауэлп, а вместе – «Слэйд». Первым их «расслышал» Чес Чендлер – продюссер многих «рок-звёзд», Джимми Хендрикса, к примеру.  Намётанный глаз Чендлера без труда разглядел в «Слэйд» будущих кумиров.    
     У них была внешняя смазливость – раз. Желание нравиться публике, а для этого красить лицо, облачаться в сомнительного достоинства одежды – два. И лишь третьим номером – у Нодди Холдера был интересный вокал.  Почему только третьим?  Да потому что без внешних атрибутов этот вокал уже три года давал возможность еле-еле сводить концы с концами.    Чендлер взялся за дело и началась шумиха. На концертах ставилась лишь одна цель – поразить несмышлёных мальчиков и девочек, заставить молиться на «Слэйд».  Поэтому и музыка группы работала на главную цель.  Однообразный ритм, назойливая гитара, бесконечные повторения пошленьких фраз, и конечно – кричащий вокал.  Кричащий – это мягко сказано.  Вокал на необычайно высоких нотах, почти до сорванных голосовых связок.

     Публике изрядно наскучили однообразные боевики группы.  У подростков появились
новые кумиры – "SWEET”,  "Bay City Rollers”… Они умело разбавили «тяжёлый рок» «Слэйд» мелодичностью.  (Именно разбавили, потому что до истинной мелодичности  Демиса Руссоса, Стиви Вондера, «АББА» этим коммерческим группам далеко). «Слэйд» и тут попытался понравиться. Записал в феврале этого года на гастролях в США экспериментальный для себя альбом «Меня не проведёшь» («Nobody's Fools»)  1976 г., композиции которого куда мелодичнее, чем раньше.  Но эксперимент выглядел натужным, вовсе не от пересмотра музыкальных воззрений, а просто не от хорошей жизни.
     Один из музыкантов  группы объяснил: - « В Америке публика нас не очень-то баловала.  Пришлось срочно изменить стиль.  Не вышло. Нас и тут не слушали.  Теперь к чертям эксперименты – будем снова играть громкий, незамысловатый рок»
     Так они и поступили. После провала гастролей приехали в Англию, подстриглись, распрощались с экспериментами и быстро накричали новый альбом «Что случилось со «Слэйд»?» Альбом производит такое впечатление, что «Слэйд» мстит кому–то за недавнюю критику по поводу экспериментов со стилем, за провал гастролей, за то, что популярность сходит на нет. Практически ни одной спокойной композиции. Гитара, вокал – словно крики раненого разъярённого зверя. Их лица на обратной стороне обложки альбома ожесточенны, напористы и вместе с тем обиженно независимы.  Смотришь на них,  сравниваешь со снимками десятилетней давности, и этот контраст почему-то уже не вызывает улыбок.

Михаил Садчиков


Журнал "Ровесник", сентябрь 1977 г.
 
Еще один раритет, на этот раз из собственных залежей. Статья вполне адекватная, на мой взгляд, а автор в настоящее время весьма известный персонаж.

А. И.

 

 

Журнал "Ровесник", июнь 2008 г.

Спустя каких-нибудь три десятка лет в том же журнале, на ту же тему, правда, в исполнении другого автора.

 

Журнал "Собеседник", №14, 1989: Мальчики слишком шумят?

Эти английские ребята начинали в 60-е годы, когда рок-дорожка к успеху была уже проторена. Специального музыкального образования у них не было, но было огромное желание играть, особых талантов тоже не замечалось, но было упорство настоящих маньяков.
Они пробовали подражать «Битлз» - не получилось, искали славу за границей - остались без средств к существованию. Концерты ансамбля «Слейд» посещали в основном молодые рабочие. И концерты эти были бурными. «Своя» публика любила их за бритые наголо головы, синие джинсы и рабочие ботинки - традиционные для Англии атрибуты молодежного рабочего движения «скинхедов».
Состав «Слейда» (кстати, неизменней до сих пор) - Нодди Холдер - гитара, вокал, Дэвид Хилл - гитара, Джимми Ли - бас-гитара, Дон Пауэлл - ударные. Однажды «Слейд» заметил бывший участник группы «Энималз», а затем менеджер и продюсер Джимми Хендрикса Чес Чендлер, и взял их под свою опеку.
Чендлер прекрасно знал, что было нужно на музыкальном рынке в Старом Свете. Для молниеносного успеха «Слейду» пришлось менять все: музыку (они перешли на хард-рок), внешность (отрастили вихры и переоделись на манер входящего в моду стиля «глэм-рок» - фантастические, разукрашенные блестками наряды, обтягивающие сапоги на невероятных каблуках и т. д.). Единственное, что осталось от «старой» группы - неправильное, просторечное произношение. Это задевало рок-критиков, которые стали писать рецензии на пластинки «Слейд» в той же малограмотной транскрипции.
Энергичные, полные динамизма песни «Забири миня дамой», «Патаму, что я лублу тебя», «Давай почувствуим звук» с первых дисков группы (в подобной невероятной английской транскрипции) к началу 70-х годов пробились в английские хит-парады. Пластинки «Подавленный!» и «Сямый слейдовый» довершили завоевание Великобритании. К 1974-му году пошли гастроли по всему миру: Западная Европа, Австралия, Япония. Всюду успех. Чтобы покорить США, «Слейд» решается на длительное двухгодичное турне, которое, впрочем, закончилось полным провалом.
...А в Англии за это время выросли новые кумиры.
И все же «Слейд» вернулись! С честными, правдивыми альбомами, вроде «Возвращения на базу» (1980) и «Пока глухота нас не разъединит» (1981). Темы песен - антивоенные лозунги, гнев в адрес бессмысленной гонки вооружений и постоянного страха саморазрушения, в котором живет человечество. Музыканты убеждают людей не сидеть сложа руки. Не менее актуально звучит их разоблачение эстетствующих рок-музыкантов, уводящих слушателей от проблем современности.
Пластинки «Слейда» последних лет - «Потрясающий синдром камикадзе» (1984), «Галерея бродяг» (1985), «Ваши мальчики слишком шумят» (1987) - звучат весело, жизнеутверждающе, как будто музыкантам снова по 18 лет. Прекрасные аранжировки, умелое включение скрипки и клавишных инструментов, запоминающиеся мелодии - все это «Слейд». Группа на подъеме, словно открылось второе дыхание. И больше никого покорять не надо - ни внешностью, ни эффектами - музыка сказала последнее слово.

Андрей Кокарев
Опубликовано на сайте rock-musicland.com

Сlassic Rock (rus), январь - февраль 2014.

О концерте в Крокус Сити Холл, Москва, ноябрь 2013 (спасибо за скан Павлу Михееву)

 

 


Сlassic Rock (rus), декабрь 2007, декабрь 2008.

В последние десятилетия пик интереса СМИ к группе и ее бывшим и теперешним участникам регулярно приходится в основном на предрождественские недели, и причины этого понятны. Тем не менее мы же помним, что старинная английская пословица гласит: Slade Are For Life - Not Just For Christmas!
Ниже две статьи из предновогодних номеров русского Classic Rock 2007 и 2008 гг (спасибо за сканы Павлу Михееву).

 

       


   

Slade - впервые в России. Январь 1996.

Небольшая заметка о концерте в Санкт-Петербурге, похоже, в самый первый приезд Slade в Россию. Кстати, существует профессиональная видеозапись этого выступления, сделанная 5 каналом СпБ ТВ. В свое время она вышла на VHS, а также раздавалась на Рутраккере.
P.S. Автор статьи путает Дэйва Хилла с Джимом Ли.


 

Classic Rock(rus), декабрь 2015: Тяжелая ноша. Интервью с Нодди Холдером.

"Иногда я одеваюсь Сантой и дома, просто чтобы посмешить семью". Несколько вопросов в преддверии Рождества.

 

 

Classic Rock (rus), декабрь 2015: Одиннадцатая церемония Classic Rock Roll Of Honour.

Cтатья о событии. Лауреаты премии - легендарные персоны, в том числе Нодди Холдер.

 

     

     

О SLADE словами советских и российских СМИ.

Отечественная пресса нет-нет и уделяла внимание героям. Здесь выше уже выложена пара статей из 70-х, и вот теперь еще несколько материалов разных лет. В заметках с точки зрения художественных достоинств, идеологических каких-то моментов и соответствия фактам не все однозначно, но интерес для увлекающихся они, безусловно, представляют.
Использованы тексты с сайта rock-book.ru. Спасибо владельцу за редкие материалы!
А. И.

НОВОЕ ВРЕМЯ,

70-е годы

РОВЕСНИК №3,

март 1987 г.

РОВЕСНИК №11,

ноябрь 2002 г.

 

 

 

ВОЛЖСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, 1981: Золото из "гвоздей".
 
Представьте себе неистово ревущую, размахивающую сдернутыми с себя одеждами публику, которая после двухчасового концерта требует его продолжения. И в вашем представлении будет как раз та аудитория, с которой имеют дело музыканты из группы "Слейд". "Слейд" никогда не отличались содержательностью программ. В песнях рассказывается об истории самих "Слейд", приводятся недоброжелательные высказывания музыкальных критиков, на которые солисты в песне же ехидно отвечают: "A я пою и буду петь, покуда меня слушают". Показательно, что даже все названия их пластинок и песен обязательно пишутся с орфографическими ошибками. Если перевести их на русский, то получится нечто вроде "Патаму што я тибя люблю", "Сматри, што ты зделал" или «Вазьми миня домой», Это своего рода манифест - "Слейд" хочет быть похожим на беспутного мальчишку, который стреляет из рогатки в муху, сидящую на тонком оконном стекле, и нисколько не задумывается, к чему это может привести. В музыкальном плане члены ансамбля, за исключением разве что Джимми Ли, который кроме бас-гитары владеет еще скрипкой и играет на фортепиано, не более чем средние исполнители, однако умело пользующиеся всем богатым арсеналом технических средств. "Слейд" не гонится за  тонкостью и сложностью, всем их произведениям присущ четкий ритм, так что у публики нет никаких сомнений насчет того, когда полагается хлопать, когда стонать. Не скрывая, что все зто лланируется, солист Нодди Хольдер поет: "Ты считаешь, что моя музыка не очень хороша? Но она приносит мне деньги". Участники "Слейд" любят подчеркнутъ, что они - "свои парни".  Хольдер, например, может позволить себе выйти в зал и обнять любую из сидящих там девушек, отхлебнутъ из открытой тут же бутылки пива. Эта их "простота" шокировала даже привычных  ко многому американских критиков во время гастролей ансамбля в Штатах. Музыкальные журналы писали, что "не грех бы исполнителям посидеть в студии, послушать порядочную музыку и потренироваться получше". Тем временем «Слейд», по словам самих участников, "оболванивал" своей панибратской манерой миллионную аудиторию, охотно раскупавшую и билеты на концерты, и пластинки. Публика даже назвала ансамбль "народным".     Ну, что ж, "народный», так «народный", "Слейд" не возражает. Они уже могут не особенно считаться с тем, что о них говорят, потому что, получая миллионные доходы за свои "гвозди сезона", знают: купить можно и популярность, и славу.

Л. Бобкина

 
РОВЕСНИК №12, декабрь 1999:  SLADE - Невежды по рождению, рок-музыканты по призванию.

Столь неожиданная характеристика, вынесенная в заголовок, относится к одной из самых интересных, популярных и веселых групп в истории рок-музыки. А это, как вы понимаете, Slade.
Родина этого коллектива - английский город Вулвергэмптон, где в середине 1964 года была создана группа The Vendors, в начале 1965 года переименованная в 'N'Betweens. Основали ее гитарист Дэйв Хилл и барабанщик Дон Пауэлл (не родственник Кози). Впрочем, когда говоришь такие громкие слова, как «основали», «создали» и т.д., следует всегда делать некоторые поправки. И в первую очередь на возраст музыкантов. Тогда им было всего по пятнадцать-шестнадцать лет, и играть они еще толком не умели.
Тем не менее Хилл и Пауэлл умудрялись регулярно выступать не только в своей родной школе, но и в соседних. Приблизительно через три года музицирования друзья решились на профессиональную карьеру. Для начала они переименовались в Ambrose Slade. Во-вторых, из соседнего квартала они позвали в команду Невилла «Ноди» Холдера (гитара) и бас-гитариста Джимми Ли. Последний имел прекрасное музыкальное образование и, кроме бас-гитары, успешно справлялся с клавишными и скрипкой. Попутно отметим, что он еще и знал нотную грамоту.
Поскольку все музыканты к тому времени прилично овладели своими инструментами, то Дэйв Хилл предложил расшириться до квинтета, пригласив какого-нибудь вокалиста. Все занялись его поисками. Холдер и Ли добрались даже до Бирмингема, где им показали некоего Роберта Планта. Друзья были единодушны: «Да нет, он не годится. Он больше танцует, чем поет!» Можно представить, как оскорбился Роберт! Много лет спустя на одном из концертов Led Zeppelin он проехался по группе Slade, назвав ее одной из худших.
Поскольку поиски не дали положительных результатов, то было решено, что вокалистом станет Ноди Холдер. Надо сказать, что «слейды» не прогадали. Взвинченный, слегка истеричный и немного «шизоидный» вокал Холдера (зато легко узнаваемый!) очень быстро стал фирменным знаком группы. Джимми Ли засел за композиторскую работу, благо, что это не составляло для него большого труда. Дела пошли веселее, и музыканты даже выбрались на гастроли в Германию, попутно записав кое-какой собственный материал. Однако подлинная карьера началась с момента знакомства с Чесом Чендлером - Чендлер, бывший бас-гитарист The Animals, уже некоторое время успешно работал продюсером. В частности, именно он нашел и вывел на большую сцену Джими Хендрикса. Чес предложил сократить название до просто Slade и помог заключить контракт с фирмой Polydor. Кстати, по поводу названия группы существует следующая легенда. Слейдом звали одного местного участкового сержанта, который постоянно «доставал» всю четверку в пору их отнюдь не безобидного детства. Вся компания имела многочисленные приводы в участок и штрафы за мелкое хулиганство. Повзрослев, Хилл сотоварищи решили таким образом рассчитаться со своим обидчиком.
Первый альбом, записанный для Polydor, достаточно точно отражавший внутреннее состояние компании на тот момент, - «Play It Loud». Slade играли мощный, заводной и незатейливый рок-н-ролл. Критики мгновенно зачислили их в категорию «орущих», а значит - третьеразрядных групп, зато публика души в них не чаяла. На первом альбоме был и первый хит группы - «Know Who You Are». Специализация именно на хитах скоро станет еще одной фирменной чертой Slade.
Обладая несомненным мелодическим талантом, (в основном это были Холдер и Ли), «слейды» быстро добились популярности и успеха. Следующий альбом оказался «живым» и просто классным! Особенно выделялись «степпенвулфовская» «Born To Be Wild», мощная «I Like Shot From My Gun» и супер-рок-н-ролльная «Gotta Keep On Rocking». Надо сказать, что музыканты вели себя на сцене весьма своеобразно - они могли икать, сквернословить... Кроме того, вся компания одевалась в такие прикольные наряды, что всем им было место скорее в цирке. В качестве коверных. Надо ли говорить, что народ любил их безоглядно. Вскоре хит группы «Coz I Luv You» забрался на первое место хит-парада в Англии, закрепив успех команды. Если кто-то из юных читателей, глядя на то, как я изобразил название этой песни, решит, что автор - идиот, спешу разочаровать грамотеев: именно так в оригинале стали писать названия некоторых своих песен «слейды» - в частности вот этой, которая в «нормальном» написании выглядит следующим образом: «'Cause I Love You», то есть «Потому, что я тебя люблю». Надо ли говорить, что тем самым они дали лишний повод прессе поиздеваться над собой. После этого хит-синглы посыпались как из рога изобилия - «Look At Last Nite», «Gudbuy T' Jane», «Look Wot You Dun», «Mama Weer All Crazee Now», «Cum On Feel The Noize» и так далее в том же духе.
На сцене они продолжали свой стеб - так, на одном из концертов Дэйв Хилл вышел на сцену в наряде, главную деталь которого представляла некая нагрудно-плечевая конструкция, отдаленно напоминающая крылья. Спереди на ней было написано «Super Job».
К середине семидесятых за Slade закрепилась слава одной из самых хитовых групп в истории английской рок-музыки. Их напрямую называли «наследниками The Beatles», благо, что четверка почитала «битлов» за образец для подражания. Интересно, что где-то в 1974-1975 годах все успехи британского рока ассоциировались главным образом с двумя группами, Slade и Sweet. Обе представляли глэм-рок и обе были в это время чудовищно популярны.
После выхода очередного суперхита «Everyday» Slade приступили к съемкам художественного фильма, в котором сыграли главные роли. Картина получилась не очень удачной, зато альбом-саунд-трэк «Slade In Flame», оказался просто великолепным. И вновь два ударных хита - «How Does It Feel?» и «Far Far Away».
Наверняка читатель обратил внимание, что пока в нашем рассказе ни разу не упоминалась Америка, - а ведь известно, что для мировой славы достижения на Североамериканском континенте отнюдь не лишние. В том-то и был весь фокус, что Slade пока не удосужились выбраться в Штаты, хо¬тя пара альбомов была выпущена и там. Группа в основном гастролировала по Великобритании и в остальной Европе. До поры до времени это их устраивало.
После выхода «Nobody's Fool» (1976), пожалуй, одного из лучших за всю их карьеру, Slade решились отправиться за океан. Чес Чендлер на правах старшего товарища пытался отговорить их от этого шага, обосно-вывая свой скептицизм тем, что в Америке полно групп, играющих «заводной рок», и в условиях жесточайшей конкуренции немудрено оказаться в последних рядах. Но куда там! Хилл, Холдер, Ли и Пауэлл считали себя едва ли не самой лучшей командой в мире.
В Америке дела сразу же пошли неважно - Slade пришлось провести там безвылазно почти год, непрерывно гастролируя. И отнюдь не по «Карнеги Холл» или «Мэдисон Сквер Гарден». Группа вела самую настоящую борьбу за выживание. А поскольку они играли все тот же незамысловатый и энергичный рок-н-ролл, то пробиться, в конечном итоге, им так и не удалось. Хуже того - многочисленные европейские и английские фэны за год успели подзабыть Slade. Возвращение в Англию было сродни катастрофе - все надо было начинать сначала! Достаточно сказать, что контракт с Polydor к тому моменту был уже потерян.
Первый же после долгого перерыва альбом носил весьма символичное название - «Whatever Happened To Slade?» («Что же случилось со «Слейд»?») Саунд группы заметно утяжелился (альбом последний раз продюсировал Чендлер, правда, в компании с подопечными), и в целом пластинка получилась великолепной. Но ее продажа, как говорится, «не пошла». Предпринятые гастроли и выпуск в 1978 году сразу двух альбомов - «живого» и студийного - ситуации не выправили. Записанный в том же году сингл «Give Us A Goal», посвященный предстоящему чемпионату мира по футболу в Аргентине, тоже ничем не помог, хотя и поднялся до 5-го места в хит-параде. Ли и Холдер, на правах теперь уже полноценных лидеров, предпринимали титанические усилия с целью «засветиться» на солидном уровне. Наконец такой случай представился. В 1980 году состоялся традиционный рок-фестиваль в Рединге. Блестящее выступление Slade было встречено восторженным приемом публики и благожелательным отношением критики.
В определенном смысле можно было говорить об успешном возвращении: два альбома 1981 года, «We'll Bring The House Down» и «Till Deaf Us Do Part», поднялись в хит-парадах и имели заметные тиражи. Британские гастроли 1982 года были задокументированы на пластинке «On Stage», где «слейды» исполнили официальный гимн болельщиков футбольного «Ливерпуля» «You'll Never Walk Alone». Наконец, великолепный по мелодичности хит «My Oh My», как в старые добрые времена, занял 1-е место, и интерес к группе возродился. Положительные сдвиги были закреплены еще одним неплохим хитом, «Run Runaway». Правда, звучание Slade существенно изменилось, в нем появились элементы «новой волны» с многочисленными вкраплениями рока. Подряд - в 1983 и 1984 годах - выходят два альбома, «The Amazing Kamikadze Syndrome» и «Rogues Gallery», которые вызывают стабильный, но - увы! - умеренный интерес публики.
Отношение критики к Slade сродни отношению к пенсионерам государственного значения: знаем-знаем, вы очень важные и нужные, но время сейчас уже не то. В 1987 году выходит «You Boyz Make Big Noize» («Вы, парни, так шумите!»). Только вот «большого шума» не получилось, так как ни одного мало-мальски достойного хита на пластинке не было, и группа замолкает на долгих четыре года.
В середине 1991 года Slade выпускают свой последний хит-сингл, «Radio Wall Of Sound», причем вокальная партия в нем принадлежала ранее никогда не певшему бас-гитаристу Джимми Ли. Одновременно в продаже появляется видео и CD «Wall Of Hits», где были собраны все самые выдающиеся хиты группы за всю ее историю.
На этом почти четвертьвековая история Slade была завершена. Холдер и Ли, на правах признанных лидеров и ведущих композиторов группы, официально объявили о роспуске коллектива и поблагодарили своих поклонников за многолетнюю верность и любовь. Кстати, на моей памяти, это первый случай, когда создатели группы были так лихо отодвинуты в тень музыкантами, пришедшими «по набору». Видимо, это поняли и Дэйв Хилл с Доном Пауэллом. В конце 1993 года было заявлено о возвращении Slade. И вновь в составе квартета. Места Холдера и Ли заняли Стив Вэлли и Тревор Холлидэй (бас, вокал, клавишные). В середине 1994 года вышла и пластинка «Keep On Rockin'». Более того, новоявленные «слейды» отправились на гастроли. И не куда-нибудь, а в Россию. Как любил говаривать ослик Иа-Иа, это было жуткое, душераздирающее зрелище. Через четыре месяца не стало и этих Slade.
Сегодня, не боясь сильно ошибиться, можно смело говорить о Slade в прошедшем времени. Это если рассуждать о них только как о творческой единице. Зато музыка группы навсегда стала историческим памятником и вряд ли будет забыта. Четыре «прикольных» музыканта с очень даже неординарным мышлением веселили публику - и, что примечательно, самих себя! - достаточно долго и со вкусом, чтобы быть забытыми в одночасье. Благо, что последователей у них осталось очень много.

Андрей Беспамятнов